“Как я устал от своей профессии... Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможно выйти из этой роли”.
----------------------------------------
13 декабря – 30 лет со дня кончины о. Александра Шмемана. Книги протопресвитора буквально заполонили православные церковные лавки и православные книжные магазины, труды протопресвитора вменяется в обязанность изучать студентам православных семинарий и академий.
НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ПРОСТО ЦИТАТЫ.
«Имея “родину” во Франции, будучи частью русского “народа”, я наконец ощущал США своим государством».
------------------
"все больше и больше НЕ ЛЮБЛЮ Византии, Древней Руси, Афона, т.е. всего того, что для всех --синоним Православия. Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует -- и так страстно! -- православных".
"Думал о том, как я бесконечно устал от всего этого "православизма", от всей этой возни с Византией, Россией, бытом, духовностью, Церковью, церковностью, благочестием..."
“Я НЕ ЛЮБЛЮ, не могу любить Православной Церкви... и бабьего благочестия... Все эти дни — наслаждение от зимних Олимпийских игр в Инсбруке по телевизии".
“ложь, подделка, дешевка этого самодовольного, тупого, сентиментального "русского Православия"
“Как я устал от своей профессии... Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможно выйти из этой роли”.
“Отчуждение чувствую да отношению ко всему типично русскому уюту храма, к русскому благочестию, в котором мне всегда чудится какое-то тупое самодовольство".
“"Духовность", "церковность" - какие это двусмысленные и потому опасные понятия”.
“Разговоры... о той ''церковности", к которой я все сильнее испытываю настоящую аллергию... Больная религиозность. И все эти побеги— кто в Византию, кто в "Добротолюбие", кто на остров Патмос, кто в иконы”
“Вся эта восторженная и пустозвонная возня с "духовностью", "умным
деланием", "православием", "паламизмом", вся игра в религию, начиная с самого богословия — наступает момент когда все это просто давит унынием".
“Среда, 27 февраля 1974. (1-я седмица Великого поста. — Прим. авт.) Вчера в церкви за утреней пели целиком вторую часть канона Андрея Критского. И еще раз поразил контраст между этой божественно-грандиозной поэзией... и вкроплением в нее византийскими тропарями с их платонической сосредоточенностью на "душе моя", с полным нечувствием истории как Божественного "театра"”.
“Пятница, 29 ноября 1974. (Рождественский пост. — Прим. авт.) ...Чудный день! Сначала тихая, "легкая" обедня... Вечером — индюшка... Беспримесное счастье, полнота жизни”.
“Я почти совсем не молюсь, моя "духовная жизнь" — в смысле "подвига", "правила", всякого там "умного делания", всего того, о чем все время говорят крутом меня, — ноль".
Поздно вечером, уже в кровати читал, вернее — листал валаамский сборник о молитве Иисусовой. Странное чувство — словно о какой-то другой религии читаю... То же чувство испытывал, я помню, читай книгу об о. А.Мечеве”.
“Среда, 30 сентября 1981... Читал, просматривал вчера книгу епископа Игнатия Брянчанинова о смерти. Как можно такие книги писать? Как можно во все это верить?”.
--------------------
«Гомосексуализм. Вопрос, в конце концов, совсем не о том, “естественен” он или “противоестественен”, ибо вопрос этот, может быть, вообще неприменим к “падшему естеству”, в котором – в том-то и всё дело – всё извращено, всё в каком-то смысле стало “противоестественным”...»
--------------------
«Два часа перед телевизором: inauguration президента Картера. Как всегда – а это “мой” шестой президент – восхищение Америкой, подлинная радость».
«Удивительна эта всеобщая ненависть к Америке. Она действительно иррациональна. Америка другая – по отношению ко всему остальному в мире… Она “перемену” предлагает как метод жизни».
о. Александр Шмеман из “Дневников. 1973—1983” (М., 2005).